Вооружение немецких парашютистов времен второй мировой войны
В любой армии мира парашютные подразделения или воздушно-десантные войска — это элита вооруженных сил. Вокруг них создан ореол непобедимости, храбрости. Эти подразделения формируются в основном из добровольцев, которые проходят через сито жесточайшего отбора по своим физическим и психологическим кондициям. Элитность десантников подчеркнута буквально во всем: в специальной экипировке, в вооружении, в названии, наконец. Появление парашютно-десантных подразделений стало возможным благодаря быстрому развитию авиации в 30-х годах нашего столетия. Накануне второй мировой войны в ряде стран уже имелись свои парашютные части. Одними из первых, кто понял, что парашютисты будут играть немаловажную роль на полях сражений назревающей войны, были стратеги Вермахта.
Накануне войны в III-м рейхе очень активно велась спортивно-патриотическая работа, готовившая молодежь к службе в авиации, при этом одним из пунктов программы была прыжковая подготовка. Будущих авиаторов и парашютистов в Германии готовили две молодежные организации: Flieger-НJ и НSFК.
Датой рождения немецких парашютно-десантных подразделений можно считать 29.01.1936 г., когда вышел приказ, одобренный главнокомандующим «Люфтваффе» Германом Герингом, о создании в г. Стендал близ Берлина парашютного батальона. Он состоял из добровольцев полка «Герман Геринг». Здесь же расположился и тренажерный центр, в котором с апреля 1937 г. проходили обучение все парашютные роты немецкой армии.Парашютисты Германии проходили серьезную и достаточно разностороннюю подготовку. Только после совершения шести прыжков десантнику выдавался нагрудный знак, символизирующий принадлежность к элите германской армии — парашютно-десантным подразделениям.
Все десантники были вооружены личным оружием — пистолетом Р08 («Parabellum»). Десантировались парашютисты без оружия (только с пистолетом), это было связано с неудачной конструкцией парашюта и подвесной системы. Оружие десантников сбрасывалось в контейнере, окрашенном в белый цвет с красной полосой.
Неотъемлемой частью экипировки парашютиста являлся парашютный нож-стропорез (Koppmmesser), который, кроме того, выполнял роль боевого ножа. На вооружение парашютистов он был принят в 1937 году. Первый вариант ножа полностью выполнялся из нержавеющей стали. Накладки рукояти делались из дуба. Для распутывания узлов парашютист мог пользоваться шилом. Лезвие стропореза выбрасывалось вперед взмахом руки (никаких пружин в ноже не было) и фиксировалось перекидным фиксатором. Нож легко раскрывался одной рукой — это одно из требований, предъявляемых к стропорезу.
Несколько позже появился второй, разборный вариант стропореза уже из углеродистой стали. Большинство ножей было выпущено фирмами Раul Wеуеrsberg & Со. в г. Золингене (код производителя М7/43) и Solingen Metalwaren Fabrik Stocker & Со. (код производителя М7/13). Специфика парашютных подразделений обусловила особые требования к вооружению десантника. Сначала немецкие парашютисты были вооружены чешской винтовкой 16/33, которая поступила на вооружение после захвата Чехословакии. В германской армии она имела обозначение Gew 33/40. Главное еe достоинство, что она была намного компактнее и легче, чем штатный армейский карабин Маузера 98К, который, однако, наряду с другими образцами оставался на вооружении немецких парашютистов до конца войны.
В 1938 году специально для вооружения десантников фирмой Еrmа был разработан пистолет-пулемет МР38, а чуть позже и МР40. В тоже время необходимо отметить, что десантники зачастую предпочитали «родным» образцам итальянский пистолет-пулемет Вerettа Мо.938А (немецкое обозначение МР739), который широко применялся только парашютистами и Waffen-SS.
Однако требовалось оружие, обладающее более высокой огневой мощью, чем МР38 и МР40, спроектированных под пистолетный патрон. Поэтому в начале 40-х годов командование «Люфтваффе» обратилось к армии с запросом о разработке винтовки для парашютно-десантных подразделений. В техническом задании указывалось, что по массе она не должна превышать веса пехотной винтовки, иметь переводчик режимов огня. Стрельба должна была вестись стандартным 7,92-мм армейским боеприпасом. В тактическом плане винтовка должна была заменить пистолет-пулемет, карабин и ручной пулемет.
Армейское начальство практически сразу отклонило просьбу «Люфтваффе», как невыполнимую, и тогда ведомство Геринга обратилось непосредственно к производителям вооружений. В конкурсе приняли участие две фирмы: Rheinmetal и Krieghoff. Предпочтение было отдано образцу, разработанному конструкторами RМ. По иронии судьбы, после того, как винтовка была доработана, ее производство началось на заводе фирмы Krieghoff в г. Зуль (Suhl) (код завода fzs). Так родилась парашютная винтовка FG42 (Fallschirmlandunsgewehr-42) — наиболее интересный образец вооружения немецких парашютистов.
Винтовка была разработана конструктором Штанге, автором ручных пулеметов МG34, МG42. Кстати, по некоторым сведениям, Штанге после войны жил в Восточной Германии (ГДР), занимаясь торговлей молоком и овощами.
Первое, что бросается в глаза — необычный внешний вид винтовки. Особенность конструкции заключается в том, что момент силы отдачи, действующий на стрелка при выстреле, сведен к минимуму, ось канала ствола и точка упора приклада в плечо стрелка находятся на одной линии. Винтовка оснащена стоечным диоптрическим прицелом и штампованным металлическим прикладом. Еще одна особенность FG42 — необычайно большой угол наклона рукоятки к продольной оси оружия. По мнению разработчиков, это должно было улучшить контроль за оружием во время стрельбы. Винтовка оснащалась коротким деревянным цевьем и несъемными сошками, которые крепились у передней оконечности цевья и складывались вперед (к дульному срезу). Питание патронами осуществлялось из отъемного коробчатого 20-зарядного магазина, который вставлялся с левой стороны, хотя винтовку можно было зарядить и с помощью обоймы. Для этого в задней части экстракционного окна был предусмотрен паз для обоймы, причем, штатная винтовочная обойма для снаряжения не подходила. FG42 оснащалась штыком, который был аналогичен штыку французской винтовки МАS-36 и размещался под стволом. Штык мог фиксироваться в походном и боевом положениях.
Действие автоматики FG42 основано на принципе отвода части пороховых газов из канала ствола оружия с длинным ходом поршня. Запирание ствола осуществляется поворотом затвора, который имеет два боевых упора. В конструкции предусмотрены два выреза на затворной раме для постановки подвижных частей на шептало, одно задействуется при ведении автоматического огня, другое — при ведении одиночного огня. При автоматической стрельбе в промежутках между выстрелами (очередями) подвижные части находятся в крайнем заднем положении. Если переводчик режимов огня находится в положении «одиночный огонь» — затворная рама удерживается шепталом на вырезе одиночного огня. Под воздействием дополнительной пружины затвор запирает ствол. При нажатии на спусковой крючок затворная рама с неподвижно закрепленным на ней бойком срывается с шептала и происходит выстрел.
В том случае, когда магазин полностью расстрелян, а переводчик огня находится в положении «автоматический огонь», для открытия огня необходимо, вставить в винтовку снаряженный магазин, предварительно удалив пустой, и нажать на спусковой крючок. При этом подвижные части сорвутся с шептала вперед, дошлют патрон в патронник, после чего произойдет запирание канала ствола и выстрел. Если же стрельба велась в полуавтоматическом режиме, то после замены магазина для начала стрельбы было необходимо передернуть затвор винтовки.
Для стрельбы ружейными гранатами вместо дульного тормоза-компенсатора на ствол винтовки наворачивается мортирка Gw.Gr.Ger.42. Стрельба ведется всеми видами ружейных гранат.
На рождество 1942 года один из первых образцов FG42 был показан Герингу. Тот, в свою очередь, представил винтовку Гитлеру. Она произвела на фюрера настолько сильное впечатление, что, в результате, первые 17 винтовок (вероятно, все существующие на тот момент) были переданы для вооружения личной охраны Гитлера. Всего винтовок первой модели было выпущено около 2000 штук.
Вскоре после начала производства по результатам боевого применения FG42 была коренным образом модернизирована. В первую очередь углеродистая сталь, применявшаяся в конструкции винтовки, была заменена на высококачественную легированную. Кроме этого изменились габаритные размеры многих деталей. Это было связано с тем, что в первой модели FG42 не обеспечивалась их достаточная механическая прочность. Также была улучшена конструкция дульного тормоза-компенсатора винтовки, сошки изменённой конструкции были перенесены к дульному срезу. Они давали дополнительную степень свободы оружию и позволяли вести стрельбу на скатах склонов холмов. В конструкцию был введен газовый регулятор. Ударно-спусковой механизм вместе со спусковым крючком стал отъемной деталью, а пистолетная рукоятка приняла привычную форму. На экстракционном окне появились защитные шторки и дефлектор стреляных гильз, что позволяло вести огонь с левого плеча. Приклад стал деревянным.
Строго говоря, назвать вторую модель винтовки винтовкой FG42 некорректно. Вторая модель унаследовала лишь принцип построения конструкции. Взаимозаменяемости с первой моделью практически не было. Даже магазин от первой модели FG42 для второй модели не подходил. Поэтому не совсем понятно, почему проведeнная модернизация никак не отразилась на официальном обозначении винтовки, хотя в некоторых немецких источниках того времени винтовки фигурируют под обозначениями FG42 I и FG42 II.
Независимо от модели, пожалуй главной отличительной особенностью винтовки FG42 были форма и увеличенные размеры патронника, который от обычного патронника автоматической винтовки Вальтера G41 отличался увеличенным диаметром первого конуса и своеобразными очертаниями второго конуса (ската), состоящего из начального конуса, цилиндра и конечного конуса. Благодаря этому объем патронника увеличился на 6,63%, что повлекло за собой снижение максимального давления пороховых газов в среднем на 13,3% и начальной скорости на 1,5%. Уменьшение давления облегчило экстракцию гильзы. Вместе с наличием дульного тормоза это позволило применить в FG42 стандартный мощный винтовочный патрон. Недостатком увеличения патронника стало наличие большого количества (около 30%) продольных трещин на стальных гильзах, что приводило к повышенному загрязнению механизмов винтовки. Не исключалась и возможность выгорания поверхности патронника. При стрельбе патронами с латунной гильзой этих проблем не возникало. Во время выстрела из FG42 гильза перештамповывалась и приобретала характерные очертания. Такие гильзы легко отличить на глаз по наличию двух конусов и по увеличенному диаметру.
Винтовка FG42 вобрала в себя качества, характерные для разных типов оружия (пистолет-пулемeт, снайперская винтовка, ружейный гранатомeт, ручной пулемeт). Для парашютно-десантных подразделений такая универсальность была безусловным плюсом, днако, для вооружения всех армейких подразделений в качестве основного вида стрелкового оружия она не подошла из-за низкой (по сравнению с МР40) маневренностью и малой (по сравнению с МG4) мощностью огня. Поэтому на вооружение армии были приняты разработанные под промежуточный патрон штурмовые винтовки МKb42(H) и MP43.
Парашютная винтовка FG42 официально не была принята на вооружение. Это объясняется сложностью конструкции и дороговизной винтовки в производстве. Всего за время войны было выпущено около 7000 винтовок. Видимо, политического веса Геринга не хватило, чтобы «продавить» массовое производство винтовок для вооружения своих парашютистов. Впервые FG42 (первой модели) была применена немецкими парашютистами в операции по освобождению Муссолини. Акция проводилась под руководством главного диверсанта Германии, любимчика фюрера. На время операции ему были приданы наиболее подготовленные парашютисты 7-й парашютно-десантной дивизии под командованием майора Морса. Вообще история именно 7-й парашютно-десантной дивизии «Люфтваффе» неожиданно переплелась с днем сегодняшним. С самого начала второй мировой войны немецкое командование стало широко применять парашютные десанты, в задачи которых входило перерезание коммуникаций, захват плацдармов в тылу противника, а также проведение диверсионных акций. На момент начала войны с СССР парашютисты 7-й парашютно-десантной дивизии входили в состав группы армий Nord, которой командовал генерал-фельдмаршал фон Лейб. К тому времени дивизия уже имела опыт успешных операций в Европе (Польша, Дания, Норвегия, Греция, Голландия).
Понеся значительные потери в живой силе во время десантных операций на Крите, в сентябре 1941 года дивизия начала действовать на территории Ленинградской области как пехотная часть. Еe бойцы были брошены на наиболее ответственные участки фронта, например, вдоль Невы в районе Московской Дубровки («Невский Пятачок»). И случилось так, что много лет спустя при проведении работ по поиску незахороненных останков бойцов Красной Армии командиром поискового отряда «Святой Георгий» Дмитрием Юрьевым на Староархангельском тракте у бетонного моста через Черную речку, был найден парашютист. Видимо, десантника взрывом засыпало в окопе, и поэтому его «пропустили» даже добросовестные немецкие похоронные команды.
В подобных случаях десантников легко отличить по их экипировке и оружию. Найденный парашютист был одет в полевое обмундирование, на голове — стальной шлем образца 1937 г., разработанный специально для парашютистов. Узкая портупея, пристегнутая к поясному ремню, фляга в суконном чехле, подсумки и планшет указывали на то, что это был скорее всего командир отделения. На шее нашли личный медальон парашютиста № 63125-2377. Недалеко был найден карабин 98К с пристегнутой к нему мортиркой, которая служила для отстрела надкалиберной кумулятивной противотанковой гранаты GG/p40. Такие мортирки поисковики находят исключительно у парашютистов. По сравнению с наиболее распространeнной в германской армии конструкцией она имеет ряд преимуществ. Например, фиксация на стволе обеспечивалась при помощи защeлки штыка, что делало мортирку быстросъeмной и повышало скорострельность. Конструкция позволяла вести прицельную стрельбу из винтовки с присоединенной мортиркой. Что касается боеприпаса, то надкалиберная граната имела достаточно большую пробивную способность. В ее хвостовой части, которая была заткнута резиновой пробкой, находился холостой патрон, служивший для отстрела гранаты. Для стрельбы применялся стандартный прицел с делениями для стрельбы на 25, 50, 75 и 100 м. Крепился он с левой стороны приклада.
Следует заметить, что имелись и другие детали вооружения и амуниции, характерные только для немецких парашютистов. С 1942 года к ним на вооружение поступил сигнальный пистолет «Kampfpistole» с нарезным стволом. Это был обычный сигнальный пистолет, в котором гладкий ствол был заменен на нарезной, что позволяло вести более точную стрельбу. Сбоку на стволе имелась литера «Z» — первая буква немецкого слова Zug (нарез). Для стрельбы из нарезной ракетницы могли использоваться все боеприпасы для гладкоствольного сигнального пистолета, среди которых осколочно-фугасная граната и все сигнальные ракеты (18 наименований). Кроме того, для этой ракетницы были разработаны ещe два боеприпаса: разрывная фугасная и дымовая гранаты. Дымовая граната была предназначена для борьбы с танками. При подрыве она образовывала облако едкого дыма, который заполнял боевое отделение танка и вынуждал танкистов покинуть машину. Из ракетницы можно было стрелять контейнером, в котором находились бумага и карандаш. Корпус контейнера был выполнен с готовыми нарезами и имел парашют. Такой необычный вид почты помогал немецким парашютистам в передаче донесений или любых других сведений.
Сигнальный пистолет «Kampfpistole» производился на заводах Waffenfabrik Carl Walther и Waffenfabrik ЕRМА.
«Kampfpistole» мог применяться с прикладом и прицельными приспособлениями. Такая модификация сигнального пистолета получила название «Sturmpistole». Из него можно было вести стрельбу на большую дальность. Применение лейнера, в качестве которого выступала длинная толстостенная латунная гильза с отверстием вместо капсюля, делало возможным стрельбу противопехотной гранатой образца М1939 (обр. 1939 г.), имевшей турбореактивный двигатель. Несколько позднее появилась модернизированная надкалиберная противопехотная граната с турбореактивным двигателем «Wurfkorper 361», стрельбу которой можно было вести без применения лейнера. Граната вставлялась в дульную часть ствола ракетницы и имела кольцевой фиксатор, за счет которого удерживалась в стволе. Была разработана противотанковая кумулятивная граната «Panzerwurfkorper 42», но из-за своей малой эффективности массового применения она не получила. Дело в том, что для стрельбы этой гранатой и гладкоствольная, и нарезная ракетницы должны были оснащаться нарезной гильзой. После каждого выстрела необходимо было удалить из ствола остававшийся там стержень, что существенно ограничивало практическую скорострельность оружия. Кроме того, в полете граната вращалась, из-за чего уменьшалась эффективность действия по броне.
Но прежде всего противотанковое оружие парашютистов было представлено противотанковым ружьём PzB 39 (калибр 7,92 мм) и тяжeлым противотанковым ружьем sPzB 41 28/20. Последнее примечательно тем, что имело конический канал ствола. При выстреле ведущие элементы снаряда деформировались с 28 мм до 20 мм по диаметру. Необычный профиль ствола позволял разогнать снаряд, имевший вольфрамовый сердечник, до очень высокой скорости. Противотанковое ружьe обслуживалось расчeтом из 2-х человек. Ствол sPzB 41 28/20 был быстросъeмным, что позволяло вести интенсивную стрельбу. Ружьe наводилось на цель вручную, причeм конструкция лафета парашютной версии sPzB 41 позволяла вести круговой обстрел. Стрельба могла вестись с использованием оптического прицела. При транспортировке ружьe разбиралось на пять частей.
Александр Нечаев Сергей Морозов («Ружье. Оружие и амуниция» № 6/1998)
Часть II — Экипировка немецких парашютистов времен второй мировой войны.
В экипировке парашютистов отличий от обычного пехотинца было еще больше, чем в вооружении. В первую очередь это касается шлема. При разработке парашютного стального шлема использовались данные, полученные при разработке стального шлема образца 1935 года и испытаний под кодовым названием «Вулкан фибер» (Vulcanfiber), которые проходили в 1933-34 гг.
Первая модель парашютного шлема получилась путем обрезания полей каски М35. Она имела дополнительные прорези для быстросъемного подбородочного ремня, который использовался при ношении каски в полевых условиях. Эта модель шлема начала выпускаться в 1936 году. Она красилась в серый цвет и имела две декали по бокам. С левой стороны это был летящий кондор, держащий свастику (эмблема «Люфтваффе»), а справа — германский триколор — черный, белый, красный. На каски появившихся в 1937 году армейских парашютно-десантных подразделений наносилась эмблема в виде армейского орла.
Однако парашютистов не удовлетворила надежность крепления подшлемника (использовался подшлемник обр. 1931 г.), который фиксировался в каске при помощи трех кнопок. Бывали случаи, когда во время прыжка потоком воздуха шлем просто срывало с головы парашютиста и он, теряя каску, приземлялся в одном подшлемнике. Это заставило немцев в 1937 г. модернизировать и шлем, и подшлемник. Из шлема была удалена прорезь для ношения в полевых условиях, вместо трех кнопочных креплений подшлемника были введены четыре отверстия под болты, в самих болтах имелись вентиляционные отверстия. Со временем крепежные болты видоизменялись. На самых первых образцах шлемов болты были медные, позже они стали производиться из стали, для удобства на головке болта появился шлиц. Спустя некоторое время болт стал алюминиевым. В конце войны исчезло вентиляционное отверстие в болте.
Ремни каски регулировались по длине, а в подшлемнике появилась прослойка из пористой резины.
После появления второй модели каски парашютиста первая модель либо изымалась из войск, либо в нее ставился модернизированный подшлемник, который крепился на болтах. Интересно, что согласно инструкции «Люфтваффе» от 15 марта 1938 г. срок службы шлема ограничивался 15 годами. На сегодняшний день первая модель имеет огромную коллекционную ценность. Цена таких касок в каталогах достигает нескольких тысяч долларов. Достаточно редко встречается и вторая модель шлема с армейской декалью (сидящий орел с опущенными крыльями), так как такими касками был экипирован только один батальон, причем к 1 июня 1938 г. новое пополнение батальона уже имело на каске декаль «Люфтваффе», а с 1 января 1939 года армейский парашютный батальон был включен в состав «Люфтваффе».
В 1940 году изменения коснулись конструкции кожаного подшлемника, который выполнялся из цельного куска овечьей кожи. Теперь его стали кроить из двух частей, а в качестве материала стало возможным использовать свиную кожу.
Боевые действия в Голландии и Бельгии показали необходимость изменения окраса касок. Мокрая каска давала легко заметные блики, поэтому в соответствии с приказом от 12 июня 1940 г. стальные шлемы стали краситься в серо-голубой цвет, при этом краска смешивалась с песком и поверхность каски становилась шероховатой. Тем же приказом была отменена декаль триколора и был введен матерчатый камуфлированный чехол с шестью крючками для крепления на каске.
Для того, чтобы стропы парашюта при десантировании не цеплялись за экипировку, парашютисты перед прыжком одевали прыжковый комбинезон. Парашютный комбинезон выполнялся из прочной хлопчатобумажной ткани. Первый образец комбинезона десантников сухопутных войск был зеленого цвета. Он не имел отложного воротника и застегивался на две разъемные молнии, которые шли параллельно вдоль груди. С правой стороны груди нашивался орел — эмблема сухопутных войск. Парашютисты называли этот костюм «мешком для костей».
Комбинезон парашютистов ВВС отличался наличием отложного воротничка и коротких штанин. Вместо карманов сделаны прорези, через которые можно было попасть в брючные карманы. На груди вышивалась эмблема ВВС (пикирующий кондор). После 1940 года на комбинезонах появились разные варианты карманов (до этого их не было вообще). Большинство комбинезонов имели один нагрудный карман. А, например, во время операции на Крите парашютисты были одеты в комбинезоны, имевшие четыре кармана: два нагрудных и два набедренных.
Опыт боевых действий внес существенные изменения в конструкцию комбинезона. Так, в 1941 году появилась вторая модель, сшитая из камуфлированной ткани. Она не имела штанин. Вместо этого полы комбинезона можно было застегивать вокруг ног на кнопки. Справа сзади пришивалась матерчатая кобура для пистолета Р08.
Третья модель комбинезона появилась в 1943 году. От второй модели она отличалась цветом фона камуфляжного рисунка (вместо серого он стал оливково-зеленым), а осколочный рисунок пятен заменен на пятна с размытыми краями. Кобура для Р08 отсутствовала.
Брюки парашютистов были серо-зеленого цвета, имели два боковых и два набедренных накладных кармана. С брюками носился обычный поясной ремень с пряжкой «Люфтваффе». Под коленями имелись прорези для фиксации накладных наколенников. На правой ноге ниже колена имелся карман для стропореза.
В состав экипировки парашютиста входили специальные прыжковые ботинки на толстой резиновой подошве. На первых моделях шнуровка находилась с внешней стороны ботинок, а после 1940 года стали выпускаться ботинки, которые зашнуровывались обычным способом — спереди. Сами ботинки были черными, но позже стали коричневыми.
Десантировались парашютисты в перчатках и с налокотниками. Перчатки парашютистов изготавливались из черной кожи и имели длинные эластичные манжеты, в которые для надежной фиксации на запястьях были вшиты стальные пружины. Применение наколенников и налокотников было обусловлено особенностями парашюта, который обеспечивал большую скорость снижения, причем подвесная система была сконструирована таким образом, что парашютист после раскрытия купола занимал не вертикальное положение, а был как бы наклонен вперед. Поэтому при приземлении десантник ударялся об землю коленями и локтями. По-видимому такое положение парашютиста было необходимо для уменьшения его проекции, видимой с земли, что затрудняло попадание в него. Большая скорость снижения должна была сократить время пребывания парашютиста в воздухе и, тем самым снизить вероятность его поражения. Купол парашюта выдергивался фалом (вытяжной парашют отсутствовал). Применение фала сокращало время раскрытия парашюта и позволяло прыгать с минимальных высот (от 60 метров).
Под комбинезоном парашютиста располагались специальные подсумки, которые перекидывались через шею и нижними концами крепились к поясному ремню. На них в 12 карманах могли размещаться 20 винтовочных обойм (100 патронов). Подсумки для парашютной винтовки FG42 по конструкции практически не отличались от винтовочных, но имели 8 карманов для магазинов к FG42. Подсумки под МР40 были рассчитаны на 3 магазина. На шею же вешался прорезиненный мешок, в котором размещался противогаз. Кроме того, на груди парашютиста крест-накрест вешались два матерчатых чехла для гранат М24. Каждый из них вмещал 3 гранаты. Парашютисты в шутку называли чехлы «спасательным жилетом».
На поясном ремне располагалась пистолетная кобура. Позже из-за того, что сразу после приземления пистолет было очень трудно достать из-под комбинезона, кобуру стали пришивать к комбинезону. Сзади на поясной ремень вешались фляжка, сухарница и штык с саперной лопатой. В зимнее время применялись стеганые костюмы и вязаные подшлемники. Костюм был светло-серого цвета (оборотная сторона — белая) одевался под прыжковый комбинезон.
Отношение десантников к своей форме было исключительно уважительным. Подчеркивая свою исключительность, принадлежность к элите вооруженных сил парашютисты не снимали прыжковые комбинезоны ни на парадах, ни на учениях, ни на фронте. Случалось так, что даже награды парашютисты получали в комбинезонах. Кроме того парашютисты нашивали на прыжковый комбинезон памятные нарукавные ленты, которые по уставу должны были носиться на кителе. Немецкое командование не препятствовало этому, так как все это повышало престиж десантных войск.
Отличительной особенностью было и то, что до войны практически все парашютисты имели перстни фабричного производства с изображением пикирующего кондора со свастикой в когтях. С началом войны приходившее молодое пополнение, соблюдая традиции, делало их самостоятельно. Из-за отсутствия петлиц и погон на прыжковом комбинезоне знаки различия офицеры стали нашивать симметрично на оба рукава. Вплоть до 1940 года для парашютистов сухопутных войск у лейтенанта пришивалась одна планка белого или серебристого цвета, у обер-лейтенанта — 2 и так до полковника (5 планок). На левой стороне груди вышивался орел сухопутных войск. А для ВВС - орел «Люфтваффе» серебристого цвета у офицеров и сероватый у унтер-офицеров и рядовых. На рукавах комбинезонов офицеров-парашютистов ВВС носились светлосерые нарукавные нашивки и планки. На зимних стеганых комбинезонах нашивки имели темно-синий цвет. Знаки различия на других вариантах формы одежды, такие же, как в войсках ВВС.
Кроме парашютистов «Люфтваффе» в Германии существовали армейские парашютно-десантные батальоны и парашютные батальоны Waffen SS. После 1943 г. в войсках SS был сформирован парашютный батальон, получивший обозначение «500», в задачу которого входило проведение спецопераций. Сначала тренировки парашютистов проходили в III-й парашютной школе, расположенной в Краево (Югославия), позже часть десантников тренировалась в Венгрии. Боевое крещение десантники приняли в марте 1944 г., когда проводилась парашютно-планерная операция по уничтожению штаба И. Б. Тито в г. Двер (Югославия). Цель операции достигнута не была, а парашютный батальон понес тяжелые потери (об этом неплохо было бы вспомнить нынешним стратегам, в том числе и немецким, планирующим проведение наземной операции в Югославии). Позже планировалось использовать парашютистов в несостоявшейся операции в Будапеште. В конце концов батальон получил обозначение «600», а командование им принял уже упоминавшийся Отто Скорцени. Батальон был брошен в Ардены, затем воевал на Одере. Закончилась история эсэсовских парашютистов в районе г. Гагенау, где в конце 1945 г. оставшиеся в живых 180 десантников сдались в американский плен.
В батальоне Waffen SS использовалась экипировка, шлемы и амуниция, полученные со складов «Люфтваффе». Однако многие эсэсовцы, получив шлемы, самостоятельно рисовали на них декаль SS, правда таких касок не сохранилось. Армия также имела свои парашютные подразделения. В 1940 году в дивизии Brandenburg («Бранденбург») был сформирован парашютно-десантный взвод специального назначения Zug. В 1941 году это уже была рота, а в 1944 — батальон. Бойцы этого подразделения во время войны выполняли специальные операции за линией фронта с Советским Союзом. Информации об этом подразделении практически нет. Фотографий также не сохранилось. Парашютисты III Рейха вписали немало ярких страниц в историю военного искусства. Исключительная степень подготовки, высокий боевой дух позволяли им выполнять практически невыполнимые задачи. Например, в 1940 году во время боев в Бельгии всего 85 парашютистов заставили капитулировать гарнизон форта Эбэн-Эмаэль, который насчитывал 1200 человек. При этом потери десантников составили всего 6 человек убитыми. Операция по захвату острова Крит в 1941 году завершилась благополучно только благодаря героическим усилиям десантников, граничащим с фанатизмом. Несмотря на неблагоприятно складывавшееся начало операции и огромные потери (всего за две недели боев немцы потеряли убитыми и пропавшими без вести около 4 000 человек) они смогли выполнить поставленную перед ними задачу. Критская операция стала первой крупномасштабной десантной операцией в истории XX века.
В германской армии наряду с парашютистами было немало элитных подразделений (егеря, отборные части SS и т.д.), воевавших с фанатическим упорством и поклонявшихся своей религии — религии войны (кстати, у тех же парашютистов на пряжке поясного ремня отсутствовала стандартная надпись «с нами бог»). Но это не помогло. И в 1945 году «Тысячелетний Рейх» обрушился под ударами Советской Армии.
Элитные войска Германа Геринга
Страница: 1
Сообщений 1 страница 1 из 1
Поделиться12010-10-11 23:01:39
Страница: 1